Wizz Air Украина прекращает деятельность. Кто за ними?

В условиях резких валютных колебаний и глубокого кризиса могут не выдержать резервы еще некоторых перевозчиков. По появившимся сообщениям, венгерской компанией Wizz Air Holdings Plc, в рамках пересмотра и оптимизации деятельности, было решено остановить работу перевозчика «Wizz Air Ukraine» с 20 апреля 2015 года. Такая информация размещена на официальном сайте холдинга.

В результате общее количество рейсов, осуществляемых с Украины и обратно, сократится в два раза - с 16 до 8, а оставшиеся будут осуществляться перевозчиком Wizz Air Hungary. Перестанут существовать такие популярные направления, как Киев - Москва и Киев - Кутаиси. Людям, предпочитавшим услуги этого бюджетного перевозчика, придется подыскивать какую-то альтернативу. Рейсы будут происходить с базы Wizz Air Hungary в Киеве, открытие которой ожидается 4.06.2015 года. Там будет базироваться один из двух Airbus A320, принадлежащих компании. Второй самолет будет перебазирован из Киева, в Кошице, где также расположилась база Wizz Air.

Таким образом, из Киева будут осуществляться рейсы в Дортмунд, Ларнаку, Гамбург, Лондон, Кельн, Мюнхен, Будапешт, Катовице. Из Кошице с июня 2015 года можно будет улететь в Милан (аэропорт Бергамо) и английский Шеффилд-Донкастер.

В появившемся сообщении также говорится о том, что предпринятые шаги являются продолжением деятельности холдинга по оптимизации активности Wizz Air на Украине, начатой в прошлом году с сокращения парка самолетов с трех до двух. Это, прежде всего, связано с неутихающей нестабильной и опасной ситуацией в восточной части Украины, девальвацией гривны, резкими колебаниями курса. Также свое влияние оказывает и контроль над обменом валют.

Авиакомпания заявляет, что предпринятые шаги носят временный характер, и после стабилизации и улучшения ситуации Визз Эйр Украина возобновит свою работу. А пока авиаперевозчик постарается свести влияние негативных факторов к минимуму, что позволит сохранить ключевые позиции, занимаемые ими на рынке Украины. В любом случае общая реструктуризация и закрытие украинского представительства не окажут существенного влияния на оценку стоимости акций холдинга ни в этом, ни в последующих периодах.

По мнению некоторых экспертов, веской причиной для прекращения деятельности этого авиаперевозчика могут являться новые правила, введенные Госавиаслужбой по распределению маршрутов. Многие субъекты авиарынка Украины выступили с критикой в адрес нововведений, считая, что они были приняты в интересах и для укрепления положения авиакомпании МАУ, которая и так является монополистом на украинском авиарынке.

Хотя Госавиаслужба видит в принятом решении Визз Эйр только экономическую составляющую. Глава службы Денис Антонюк обращает внимание на то, что из-за падения спроса на перелеты, поток пассажиров в еще не закончившемся первом квартале 2015 года в среднем сократился на 30 – 40%. Рынок авиаперевозок значительно сузился, и найти в нем место уже не всегда получается.

По комментариям Д. Антонюка вся доходная часть перевозчика была заложена в гривнах, так как цена на билеты была в местной денежной единице, а большая часть расходной — в евро и прочих валютах. Из-за резкого падения гривны компания не смогла вытянуть образовавшийся разрыв. Предпосылки для такого развития событий появились уже в прошлом году, когда была остановлена деятельность в Донецком регионе, не была открыта база во Львове, а воздушный флот сократился на одну машину. В феврале 2015 центральный офис Визз Эйр сообщал о том, что часть продаж по Украине в общем объеме авиаперевозок сократилась с 5,4% до 2,9%.

С этим мнением также соглашается Александр Ланецкий – директор фирмы Friendly Avia Support. В своих комментариях произошедших событий он указал на то, что падение гривны больней всего ударило по среднему классу населения Украины, а эта прослойка и без того была небольшой. На фоне заметного роста цен и существенно увеличившихся расходов, заработная плата практически не была проиндексирована работодателями.

Украинское Министерство инфраструктуры выступило с предложением о проведении переговоров с представителями венгерского и украинского руководства авиаперевозчика для определения путей оказания помощи Wizz Air Украина по восстановлению своей деятельности в нашей стране. Но в авиакомпании еще раз подчеркнули, что привлекательность полетов на Украине появится только после коренного изменения ситуации в стране, принятия мер органами власти для повышения уровня жизни населения, стабилизации и укрепления гривны, появления приемлемых условий для осуществления операций в валюте авиакомпаниями.

Как заявило Министерство, работа по разработке программы развития и активизации авиаперевозок и деятельности аэропортов в целом уже начата совместно с Госавиаслужбой, перевозчиками и Украэрорухом.

В своем комментарии Президент Международных Авиалиний Украины Юрий Мирошников говорит о том, что им сейчас также приходится нелегко, но положение МАУ облегчается за счет существенного транзитного пассажиропотока. Эта составляющая немного компенсирует убытки, получаемые на украинском рынке перелетов. У других авиакомпаний такая составляющая скорей всего отсутствует, и им приходится как-то оптимизировать расходную часть, что и приводит к уходу с рынка или сокращению количества полетов и маршрутов.

Евгений Хайницкий, директор туристической компании «Стиль Авиа», в своем заявлении отметил, что такие авиакомпании, как Windrose, Yanair и прочие смогли предпринять некоторые шаги по переустройству ведения бизнеса, передать часть авиапарка зарубежным компаниям в «мокрый» лизинг, что позволило избежать сокращений, сохранить штат.

Александр Ланецкий не исключает, что путем Wizz Air Ukraine могут пойти еще несколько авиаперевозчиков. Не выдержать финансовых трудностей и свернуть деятельность могут «Авиалинии Харькова» и «ЮТэйр-Украина». Эту информацию неофициально подтверждают украинские авиавласти.

На поступивший от журнала Forbes запрос, перевозчик «Авиалинии Харькова» сообщил о том, что зимняя программа по осуществлению полетов в Египетские аэропорты Хургада и Шарм-эль-Шейх, осуществляемые из Киева и Харькова была завершена. Полеты были организованы совместно с туристическим оператором Pegas Touristik на самолете Boeing 737-800NG. В настоящее время, по комментариям авиакомпании, это судно находится на техническом плановом обслуживании. Расширять авиасообщение и маршруты в планы компании пока не входит из-за существенного падения пассажиропотока, также как и осуществлять регулярные рейсы, в отличие от прошлого года. В ближайшее время дальномагистральные полеты возобновляться не будут из-за низкой востребованности этого направления, упавшего в силу объективных причин.

По имеющимся у руководителя «Стиль Авиа» сведениям единственное в хозяйстве «Авиалиний Харькова» судно находится в процессе передачи его владельцам - российским Nordwind Airlines, и после завершения этого действия компания прекратит свою работу. Это во многом обусловлено тем, что основное направление деятельности перевозчика было связано с туристическим направлением. А за 2014 – начало 2015 года этот сегмент рынка снизился на 60%. Количество рейсов, которые заказывал партнер упомянутой авиакомпании, туристический оператор Pegas Touristik, существенно сократилось, и не способно обеспечить рентабельную работу.

Также менеджер отметил, что по его сведениям Pegas Touristik уже заключил соглашение о сотрудничестве с МАУ, и эта информация находит подтверждение в системе бронирования билетов туроператора.

Оптимистичных прогнозов развития событий на рынке авиаперевозок в этом году не дает никто. Юрий Мирошников говорит о том, что многие компании не могут, а многие не хотят работать в кризисных условиях.

По ожиданиям Ланецкого авиасегмент может сузиться на 50% по сравнению с прошлым годом. На фоне пассажиропотока 2014 года, составляющего немногим меньше 11 млн. человек, показатели этого и последующего года будут намного ниже. Вернуться к озвученным цифрам можно будет не раньше чем через 2 – 3 года, и это при условии стабилизации экономики и, конечно, прекращения военных действий на территории Украины.

Последние комментарии

Все отзывы